Independent Learning — учимся без учителя?..

В 21 веке подход к обучению кардинально поменялся. Во многих странах мира учитель перестал играть роль наставника и командира, диктующего правила, и превратился в тьютора, направляющего ученика к самостоятельному поиску правильных решений. В связи с этим и роль обучающегося также сильно изменилась.

независимое обучение

Согласно новой концепции, ученик 21 века обладает «знаниями» — всем, что он знает и понимает; «характером» — определенным поведением и умением взаимодействовать с окружающим миром (включая осознанность, любопытство, мужество, устойчивость, гибкость, этичность и лидерские качества); «умениями» — наличием четырех “К”, а именно креативности, коммуникабельности, критического мышления и способности к «коллаборации» (т.е. умения сотрудничать с другими), также сюда добавляют умение делать выбор и мотивированность к обучению.

Что такое независимое обучение?

Независимое обучение — процесс, в котором ученики сами управляют своим обучением, достигая результата за счет полного контроля над процессом и четкого осознания своих потребностей. Независимый ученик в состоянии сам ставить цель своего обучения, принимать необходимые для ее достижения решения и делать правильный выбор.

Например: ваш ребенок хочет научиться играть на гитаре. Согласно независимой модели обучения он должен понимать, что добиться результата получится только посещая музыкальную школу, поэтому он осознанно делает выбор в пользу посещения занятий, а не в пользу прогулки с друзьями или похода в бассейн. Это также распространяется на практику дома: если ребенок заинтересован в овладении навыком, он будет повторять пройденное в музыкальной школе сам.

Независимый ученик берет контроль над планированием, контролем и осуществлением своего обучения на себя, а также наблюдает за процессом и оценивает свои результаты самостоятельно.

Что не является независимым обучением?

Переход к независимому обучению не означает полного отказа преподавателя от наблюдения и управления процессом или даже уменьшения его роли. Учитель из источника знаний и инструкций становится руководителем, направляющим учебный процесс и задающим студентам правильные направления. При этом конечная цель любого направления — независимость учеников.

Независимое обучение не предполагает наличие одного единственного верного решения, ученики вправе сами выбирать путь достижения своих целей. То есть, если мы вернемся к нашему примеру, при независимом подходе к обучению, вашему ребенку не дадут гитару и не скажут: “Учись сам”. Учитель расскажет, как правильно это делать, покажет и объяснит, а вот, как и сколько раз повторить, чтобы научиться, уже решает сам ученик.

Зачем мне это все?

Если вы еще не поняли, чем такой подход может быть полезен, вот несколько плюсов:

  • Навыки, приобретаемые учеником в процессе независимого обучения, позволят достичь хороших результатов в дальнейшей учебе в университете или колледже, более того, в любом деле навыки самоконтроля и осознания своих целей лишними не окажутся;
  • Четкое понимание необходимости обучения поможет снизить нагрузку на ученика, а значит снизит стресс и улучшит самочувствие: ребенок, который понимает, зачем он выполняет то или иное действие более мотивирован на хороший результат, поэтому и успеваемость у него лучше;
  • Такой подход поможет ученику организовать себя и свое время, а также научит ставить долгосрочные цели;
  • Независимое обучение дает ученику уверенность в своих силах и мотивированность на достижение лучших результатов.

В данной статье мы разобрали основные понятия независимого обучения, охарактеризовали его плюсы. На следующей неделе мы подробнее расскажем о том, какими качествами будет обладать независимый ученик и как их развить.

Юлия Кудинова, преподаватель